Готовность к школе

Опасные привычки

Готовность к школе

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться

Венгер Л.А.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки.

Личностно-социальная готовность
Эмоционально-волевая готовность
Интеллектуальная готовность
Мотивационная готовность

Говоря о готовности к школе, мы имеем в виду некоторые средние показатели. Каждый ребенок - индивидуальность, и развивается своими темпами. Какие-то функции уже сформированы, другие еще развиваются. Это обычное дело. Зная, как развивается ваш ребенок, вы будете понимать, с чем ребенок может справляться, а в чем ему нужна помощь, и какая.

И главное, не винить ребенка в том, что он что-то еще не может, а другие его сверстники могут, не досадовать и не разочаровываться. Все идет своим чередом, просто помогите малышу.

Может создаться впечатление, что школа - это что-то очень сложное и требует помощи. Не совсем так. Школа - это естественный этап в жизни ребенка. А помощь родителей - в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать.

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1-й класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также от состояния здоровья ребенка и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья.

У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в 1-м классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го и 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

I. Социально-психологическая готовность к школе:

  • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность необходимости учения; проявляет выраженный интерес к получению знаний);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  • умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

II.Развитие школьно-значимых психологических функций:

  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять "выше - ниже", "вперед-назад", "слева-справа");
  • координация в системе "глаз-рука" (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: "слово - картинка" либо "слово - ситуация").

Если вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка, то постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.

  • Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
  • Есть ли у ребенка друзья?
  • Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
  • Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
  • Есть ли у ребенка любимые игры, книги, мультфильмы?

Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?

В книгах Тихомировой Л.Ф., Басова А.В. "Развитие логического мышления детей" (Ярославль, 1996), Венгер Л.А. "Готов ли Ваш ребенок к школе" (М., 1994) представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе.

Список полезных сайтов: