Характеристика класса

Для ознакомления
Методическая работа

Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащихся класса

Вариант 1

Для изучения классного коллектива используется такие методы психолого-педагогических исследований как: наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия и другие.

Общие сведения

Состав класса (численность учеников, из них девочек и мальчиков, средний возраст, смена классных руководителей и д.р.)

Учебная деятельность

Общая характеристика успеваемости, число слабоуспевающих школьников, второгодников, взаимопомощь и формы ее организации. По каким учебным предметам ученики успевают лучше, по каким хуже? Качество выполнения домашних заданий. Состояние дисциплины на уроках, типичные случаи недисциплинированности (на каких уроках проявляются наиболее часто?). Отношение к этому классного коллектива.

Внеучебная деятельность

Сплоченность коллектива, конкретные действия по самоуправлению, роль общественного мнения в классе, взаимная требовательность, отношение к критике и самокритике. Устремленность и организованность коллектива класса, особенности отношений мальчиков и девочек.

Участие класса, в общешкольной жизни. Общие интересы учащихся класса, формы проявления этих интересов.

Формальные (неформальные) лидеры класса. Их влияние на учащихся (в чем оно чаще всего проявляется). Наличие микрогруппы в классе, их интересы. Межличностные отношения в классе. Отношение класса к тем или иным учителям.

Наличие в классе “отверженных” учащихся, причины их изоляции.

Заключение

Отличается степень сплоченности коллектива класса, уровень его педагогического влияния на учащихся. Основные недостатки деятельности коллектива школьников класса и пути устранения этих недостатков.


Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащихся класса (вариант 1)

скачать в формате MS Word 2007/13 (*.docx) - 13 Кб»

Вариант 2

1. Класс

2. Состав класса по полу и возрасту

3. Неполные семьи, малообеспеченные, пьющие

4. Учащиеся со слабым здоровьем

5. Характеристика деятельности класса:

  • какие виды деятельности предпочитает класс ( познание, труд, общение)
  • могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности
  • мотивы участия школьников в деятельности класса (подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самореализации, самоутверждении, стремление выделиться, получение поощрения)

6. Структура класса, характеристика взаимоотношений:

  • Количество микрогрупп: из 2чел.-…; из 3чел.-…; и т.д.
  • какие основания для объединения в микрогруппы (живут рядом, общие интересы, и т.п.)
  • характер отношений между группами
  • краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей, нормы поведения)
  • краткая характеристика лидеров класса. Входят ли они в официальный актив
  • количество и краткая характеристика «отверженных» в классе
  • есть ли в классе постоянно действующие кружки, учебные группы, трудовые бригады, другие группы (какие)
  • какие нормы, ценности главенствуют в классе
  • каковы традиции класса
  • какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы разрешения
  • какой тон, настрой преобладает в классе

7. Место класса в школе:

  • осознает ли класс себя единым целым
  • в каких общешкольных и внешкольных объединениях заняты уч-ся класса (кружки, секции, студии)
  • какие дела предпочитает класс (общешкольные или классные)
  • каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами, с младшими, старшими
  • в какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса

8. Уровень развития классного коллектива:

  • песчаная россыпь
  • мягкая глина
  • мерцающий маяк
  • алый парус
  • горящий факел

9. Уровень воспитанности класса.


Примерная схема психолого-педагогической характеристики учащихся класса (вариант 2)

скачать в формате MS Word 2003 (*.doc) - 23 Кб»

Список полезных сайтов: